Sep 28, 2018
Большое интервью с лидером группы Ляпис-98 Сергеем Михалок

Наследие легендарной группы
«Ляпис Трубецкой» продолжает жить в рамках нового коллектива Сергея
Михалка – «Oркестра «Ляпис-98». В 2018 году культовому альбому «Ты
кинула» исполнилось 20 лет. Большой североамериканский
тур рок-группы «Ляпис-98» стартует 4 октября. Он пройдет в десяти
городах Америки и Канады: Майами, Хьюстон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес,
Сиэтл, Чикаго, Миннеаполис, Торонто, Бостон, Нью-Йорк.
Лидер белорусских групп Brutto и
«Оркестр «Ляпис-98» – Сергей Михалок дал интервью журналу «On Air».
«Железный человек» на сцене, в беседе с журналом Сергей нашел нужные
слова для теплых воспоминаний о детстве, рассказе о семье и поделился
признанием, что всё ещё способно его сегодняшнего «пробить на слезу».
У вас всегда была «кочевая» жизнь: родились в Дрездене, потом жили
в Алтайском крае, Норильске. Переезд в Минск, жизнь в Москве и Киеве…
Что в вас от каждого из «прожитых» городов?
Маленькие города учат ценить
микроклимат и жить на виду, когда все про всех знают. В маленьких
городах довольствуешься малым: какие книги есть в библиотеке — те и
читаешь, есть одна секция — в нее и идешь, какие вещи или продукты
завезли в военторг — те и хороши… Норильск — город холодный: он учит
ценить тепло — отношения между людьми становятся сверхважными. Слова и
дела взвешенные и доскональные. Полярная ночь делает отношение к солнцу и
свету вообще почти религиозным. В Москве нужно очень правильно
планировать день и быть постоянно собранным — этот город съедает зевак и
бездельников.
А Минск — это мой Элизиум. Здесь вся
моя романтика, мечты, юношеские устремления… Когда я гуляю по парку
Горького, я могу вспомнить отдельную историю про каждую сцену,
аттракцион и даже лавочку. Весь город — мой семейный альбом! В Минске я
немного пьянею от воспоминаний и восторга. Хожу как Будда и улыбаюсь! Мы
очень любим гулять с Зелей и Макаром (женой Светланой Зеленковской и сыном. — OnAir)
по аллеям вокруг Комсомольского озера. Там есть Остров Птиц, и Макар
верит, что там живут хоббиты… Рассказывать про меня и Минск можно только
в многотомном романе — одного интервью не хватит.
Насколько город и место жительство влияют на человека? Стали вы немного другим, переехав в Киев?
Любой город живой! Он дышит,
разговаривает, смотрит и подсказывает, помогает тебе или наоборот
мешает, если вы не подходите друг другу. Киев прекрасный, очень
радостный и свободный. Он очень атмосферный! У Киева есть особый
биоритм, который подходит для полной, насыщенной жизни и плодотворной
работы! У меня здесь всегда есть вдохновение — недаром тут я записал
семь или восемь своих альбомов. А еще Днепр! Когда я бегу кросс по мосту
на Труханов остров, то реально слышу какие–то обрывки фраз, слов — даже
оглядываюсь. Но понимаю, что это река так что–то вещает… Мистика.
Каким вам вспоминается из детства ваш дом?
ГДР. Дрезден. Зеленый узорный ковер и
чан с пловом от няни–узбечки. А еще дом в деревне, окруженный липами,
огромный фикус, картина с купальщицей и семиструнка отца с переводками
на ней.
Что в вас сегодняшнем есть от того мальчика? Что, заложенное родителями, а не жизненным опытом, стало вашей натурой?
Мама и папа были советскими
интеллигентами. Начитанными и современными. Они могли все деньги отдать
за коллекцию книг Гюго или редкие пластинки! Дома было много журналов
«Юность» и «Искатель». Меня приучали к самостоятельности и умению делать
выбор. Я мог идти в любую секцию или кружок сам, без назиданий и
подсказок от взрослых. А еще я должен был каждое лето проводить в
деревне под Минском, чтобы не терять связь с родной Беларусью.
Исключениями были только смены в спортивных и трудовых лагерях. Я
чувствую огромную, почти сакральную связь с Беларусью. Мои деды и
прадеды жили здесь достойно. Строили дома, возделывали землю, воевали,
трудились! Меня сюда тянет как магнитом. Я реально испытываю восторг и
трепет, когда возвращаюсь на Родину. Здесь мои корни и, я надеюсь, что
смогу своим детям передать любовь к нашему краю. От папы у меня огромная
жизненная сила, творческая натура и юмор, а от мамы — невозмутимость и
стойкость в любых ситуациях. Папа болел Паркинсоном целых 17 лет, и мама
вынашивала его на своих плечах. Это уходящий вид героев-гипербореев.
Сейчас люди не готовы на подвиги. Только если ради лайков и подписчиков…
Узнаете ли вы в себе, теперь тоже отце, своего отца? Становитесь ли с годами похожими на него?
Только внешне. Мы очень разные: отец
был кадровым офицером, твердым, цельным и волевым. А я сам до сих пор
как персонаж «Педагогической поэмы». То готов строем на субботник, то с
хулиганами яблоки воровать. Личный пример, в моем случае, — очень
спорный педагогический прием. В общем, «Усатый нянь» — это почти про
меня… Хотя я несколько раз сам работал культорганизатором в детских
лагерях, и дети меня любили. Но родители и коллеги не разделяли детских
симпатий: я чудом избежал линчевания за новаторские и даже эпатажные
уроки теологии или музыковедения.
Какие в вашей сегодняшней семье традиции?
У нас молодая семья. Мы кочевники.
Наши традиции и ритуалы только формируются. Но они есть… Мы всегда и
везде занимаемся спортом — это не обсуждается. Мы смотрим по телевизору
только детские каналы. Мы не обсуждаем при ребенке дела. Мы каждое утро
кормим голубей. Мы не едим фастфуд и магазинные сладости. Мы не пьем
алкоголь и не курим. Мы не наказываем детей…
Вы как–то признались, что сын Макар до сих пор не научился
соотносить вас (папу) и вас (солиста Brutto). Чем кардинально отличаются
эти два Сергея Михалка?
В реальной жизни я всегда не
дотягиваю до своего сценического образа. Это приводит к недовольству
собой и постоянной гонке за идеалом. Иногда это выглядит героически, но
чаще комично… Вне Brutto я мягче, веселее и сентиментальнее… И еще я вне
сцены старше — больше брюзжания, наставлений, ностальгии и поучений. На
сцене я больше Пьеро и Буратино, а дома — Тортилла и Карабас, вернее,
Дуремар. А еще я люблю и умею сам решать простые бытовые моменты:
ремонт, обустройство дома, покупка продуктов, одежды для родных… Меня
это отвлекает от работы.
Как вы проводите обычно время дома, когда есть несколько свободных дней?
Я стараюсь как можно больше быть с
Макаром: гулять, играть, ходить в театр или кино. Я его даже беру с
собой в спортзал, где есть детская комната — пусть смотрит, как папа
тренируется. Мы с Зелей научились хотя бы на пару дней вырываться из
города на природу. Обычно, мы просто с утра резко говорим: «Надо
тикать!», хватаем Макарку и мчим за город… А еще у меня всегда должен
быть день полного одиночества и бездействия. Я могу снять номер в отеле и
сутки слушать мантры или читать книгу Филипа Дика или Уильяма Гибсона
(я поклонник альтернативной фантастики с юности). День без компьютера,
работы и забот.
Есть что-то в искусстве, что способно вас «пробить на слезу»?
Кино. Я всегда переживаю,
пересматривая «Полет над гнездом кукушки» или «Лабиринт Фавна». Милош
Форман, Андрей Тарковский, Терри Гиллиам, Федерико Феллини, Жан–Люк
Годар, Дэвид Линч, братья Коэны… Без кино я себя не представляю! А вот
музыку могу и не слушать. Почти год специально не слушал музыку, чтобы
отдохнуть от лавины информации. Сейчас опять слушаю, но только Bryan
Ferry, Mike Patton, Leonard Cohen и Tom Waits. А еще любимую
электронику: от Front 242, Kraftwerk до Ladytron и Orbital. А вот новую —
очень редко.
Все мы пробовали начать жить по–новому с понедельника. У вас
получилось. Каким был этот момент Х, когда вы сказали себе, что
начинаете новую жизнь? Что было толчком? И что помогало не сорваться, а
двигаться дальше?
Я понял, что комфорт жизни, деньги,
дом, машина не заменят собой нереализованные мечты. Будучи богатым и
известным артистом, купаясь в самолюбовании и лести окружающих, я
деградировал и едва не погиб духовно и физически… Алкоголь, наркотики,
доступная вседозволенность превратили меня в обрюзгшего циника и буржуа.
Пришлось сбросить весь мещанский капитал, перекроить свое тело и
сознание, чтобы стать настоящим. Сразу вернул уважение к группе «Ляпис
Трубецкой». Когда почувствовал, что и она превращает мою жизнь в
предсказуемый комфорт — опять без сожаления обнулился и рискнул. Входить
в одну реку можно много раз — если бежишь быстрее волны!.. Вот опять я
заговорил крылатыми фразами — надо поработать над тщеславием. (Смеется)
Теперь только ежедневный труд, тренировки ментальные и физические
помогают мне сохранять тело и сознание в тонусе. Оставаться молодым и
дерзким — это невозможная форма жизни, но это единственная форма жизни!
Всё остальное — подмена и самообман.
Тот Сергей Михалок, что пел «Зеленоглазое такси» и выпивал, и
сегодняшний, с утренними пробежками, мышцами и такими песнями как
«Годзе!» — это ведь один и тот же человек! Нет опасения, что тот,
прежний, вернется, стоит только ослабить волю?
Восхождение на вершину — долгий и
трудный путь. Полет вниз —дело одной ошибки… Пару секунд восторженного
полета с секундами страха перед последней вспышкой. (Это мой черный
юмор). Будем оптимистами, но не стоит забывать, что самая фатальная вещь
в мире — это неосторожность. Неосторожность, халатность, беспечность
принесли миру больше трагедий, чем реальные зло или ненависть. Поэтому
так важна осознанность! И, вообще-то, я сейчас больше похож на себя
восемнадцатилетнего, чем на себя в 28 лет — и физически, и по характеру.
Я опять веселый и жизнерадостный максималист! Я просто научился
правильно общаться со своими демонами. Не бороться и воевать, а
договариваться и приручать… Вдруг они мне еще пригодятся в наше
непредсказуемое время? (Смеется.)
Что такое счастье для вас сегодняшнего?
Многие путают счастье и удовольствие.
Счастье — это не мгновение, это поток. Возможность реализовывать цели и
решать задачи на пути к заветной мечте. Испытывать правильные желания
для равновесия и гармонии. Быть полезным.
Просто быть.
Настасья Костюкович
Источник: Журнал “On Air”